Режим ожидания. Знакомимся с обновлёнными моделями Skoda Fabia и Skoda Roomster
26 марта 2010
Звонит мне давеча друг: «Нужен новый автомобиль за 600 тысяч рублей, включая полис Каско». «Бери, — отвечаю, — Фабию». Качественный европейский автомобиль, удобный и просторный внутри. Шасси хорошо сбалансировано, выбор модификаций широк, а благодаря российской сборке ещё и цена вменяемая. Покупай хоть прямо сейчас, хотя Skoda Fabia, как и соплатформенный Roomster, только-только после фейслифтинга.
Греция — зона контрастов: угнетающие своей кризисной аурой Афины, с одной стороны, и беспечная лазурь побережья, залитая ярким солнцем — с другой. А вот модельный ряд, представленный для теста, разнообразием не отличается. На выбор — машины с улучшенными турбодизелями 1.6 (90 или 105 л.с., они в Россию поставляться не будут) или с новым бензиновым турбомотором 1.2 TSI (86 или те же 105 л.с.), вопрос о поставках которого ещё не решён. Россия — в режиме ожидания.
Посовещавшись с напарником, беру ключи всё-таки от бензиновой 86-сильной Фабии с пятиступенчатой «механикой», что стоит на дальнем краю парковки. Пока иду мимо одинаково аккуратненьких физиономий, отмечаю про себя, что внешне и Fabia и Roomster стали взрослее, а та эмоциональность рестайлинга, которой переполнены пресс-материалы, скорее из области самовнушения. Обе машинки словно бы по-женски уходят от ответа на вопрос о возрасте.
Залезли в салон. Устроиться в удобном плотном кресле — пустячное дело. Компромисс между руками и ногами находится быстро — диапазоны регулировок рулевой колонки и водительского сиденья широчайшие. Собственно, по этой части неприятных сюрпризов от Фабии я и не ждал. Разве что ребро центральной консоли осложняет жизнь людям с полными бёдрами — коллеги жаловались.
- Наиболее заметной перемены настроения в салоне на этих фотографиях не заметить. Нужно выключить солнце — вместо зелёной подсветки теперь используется голубоватая.
- Передачи включаются достаточно чётко, но ходы рычага можно было сделать и поменьше. Основной эргономический просчёт остался за кадром: длинноходная педаль сцепления слишком близко к педали тормоза.
На этой самой консоли, кстати, теперь блоки управления климат-контролем и аудиосистемой оригинального дизайна. Компоновка органов управления, конечно, всефольксвагеновская, но оформление своё, шкодовское. Крупные кнопки с понятной маркировкой, эргономичные кругляши регулировки температуры, не бликующий на солнце дисплей с чёткой графикой, который виден всем в салоне... К хорошему быстро привыкаешь.
Узнать модернизированную Фабию легче всего по новому переднему бамперу, получившему единый широкий воздухозаборник и крупные угловатые противотуманные фонари вместо круглых. Корма и боковые зеркала остались нетронутыми.
Ощущение качества — у Фабии этого не отнять. Удобный руль, набалдашник рычага коробки передач и рукоятка ручного тормоза облачёны в тонкую кожу. Шершавый и податливый пластик верхушки айсберга центральной консоли, выверенные усилия на подрулевых рычажках, приятное тиканье при включении поворотников, пряный запах... Тут есть чему поучиться большинству представителей класса B.
И всё же к уроженке Млада-Болеславы есть претензии. На изящную дверную ручку внутри салона приятно смотреть, но пользоваться ею боязно. Подковка из хлипкого пластика, которую больше не красят «под металл», что цыплячья лапка — лишь бы не сломать! А кругляшам климатической установки не хватает внятной фиксации положений — нужную температуру легко проскочить...
Прежде на Фабии и Румстеры ставили навигационную систему с монохромным дисплеем. После обновления можно заказать мультимедийный комплекс Amundsen с пятидюймовым сенсорным экраном, полноцветной «навигацией», разъёмом USB, линейным входом и ридером для карт памяти SD.
Впереди чуть меньше трёхсот километров дорог, что вьются вдоль тысячелетних скал, омываемых Эгейским морем. Маршрут невелик, но характер турбомотора 1.2 с непосредственным впрыском проясняется быстро. Его главное достоинство — солидная тяга с самых низов. Восьмиклапанная «четвёрка» разгоняет Фабию с малых скоростей и на третьей, и даже на четвёртой передаче. А вот средние и высокие обороты — не её конёк: эйфория сменяется лёгкой апатией по мере того, как момент вытягивается в струнку.
- Опциональные передние сиденья с развитой боковой поддержкой великолепны. Такие подошли бы иному «заряженному» автомобилю.
- Сзади крыши головой не касаешься, а вертикальная посадка обуславливает достаточное количество свободного места перед коленями. Приятно.
Мне бы чего повеселей! Пересяду-ка в наиболее мощную бензиновую модификацию, у которой 105 сил и 175 Н•м. Прибавка чувствуется. Бодрящий звук оборачивается мучением для низкопрофильных шин... Но по сути рисунок танца тот же — гимн яркой жизни обрывается на 3000 об/мин. Дальше — царство Морфея.
Неплохую, в общем, шумоизоляцию салона Румстера (и Фабии) серьёзно портит лишь громкий посвист ветра у нижней кромки лобового стекла.
Засыпает время от времени и знакомый нам по новому Polo семиступенчатый «робот» с парой «сухих» сцеплений, установленный на топовую бензиновую версию. Ему легко даются быстрые прострелы на пределе или, напротив, шоссейный круиз на повышенных передачах — только переведи селектор в соответствующий режим. Но в пробках или просто на небольших скоростях блок управления чешет темечко, раздумывая над тем, какую передачу выбрать. И плавностью переключений Fabia в таких режимах уже не может похвастаться.
Универсал Fabia Combi после фейслифтинга удлинился на восемь миллиметров (до 4247 мм), а багажный отсек увеличился с 480–1460 до 505–1485 л — за счёт замены запасного колеса ремкомплектом.
Зевать, однако, некогда: на очереди Fabia Combi с 90-сильным дизелем 1.6 TDI. Правда, в салоне уже четыре человека вместо двух, а багажник заполнен сумками с оборудованием для фотосъёмки — там ведь и момента теперь 230 Н•м. «Сарайчик» бодр и даже азартен. База тут не длиннее, а под рукой — пятиступенчатая «механика». Самое смешное, что и здесь вся жизнь двигателя — в диапазоне от 1500 до 3000 об/мин. Но это ж совсем другое дело: что бензиновому мотору — один миг, дизелю — жизнь.
В Европе большинство покупателей выбирают машины с «механикой». Поэтому две педали только у пары версий. Со 105-сильной «турбочетвёркой» 1.2 TSI агрегатируется семиступенчатый «робот» DSG, а с «атмосферником» 1.6 (тоже 105 «лошадей») — шестидиапазонный «автомат».
Лавировать в потоке легко и приятно. Впрочем, чехи даже не тронули настройки шасси. От добра добра... Сами знаете... Fabia по-прежнему надёжно управляется и отлично держит скоростную прямую, умеренно кренясь в виражах и оставаясь достаточно информативной. Среднестатистическому покупателю в самый раз. А тому, чьи запросы малость больше, лучше бы примерить Roomster.
Обувной ассортимент широк. Легкосплавные 17-дюймовые диски (внизу слева) превращают Фабию в шоу-кар, но даже с низкопрофильными шинами Fabia не становится беспощадной табуреткой. Хотя в России эксплуатировать такую красоту жалко.
Да, я говорю не только о грузопассажирских запросах, но и о водительских. Драйва в Румстере с расширенной задней колеёй больше, чем в Фабии. И это при том, что я поездил только на приподнятой версии Scout, которая иногда всё же напрягает в предельных ситуациях пустеющим рулём и поперечными колебаниями кормы. А обычный Roomster, c более низким центром тяжести, должен быть ещё интереснее. Просто в голове не укладывается: почему у Фабии есть «горячая» модификация RS, а у Румстера нет?
- В таком окружении Roomster Scout выглядит своим на сто процентов. Идиллия нарушается, лишь когда съезжаешь на грунтовку: после 30 км/ч салон наполняется гулом и вибрациями, которые нелегко терпеть.
- У Фабии тоже есть есть версия Scout в пластиковом фартучке, которая пока ещё будет поставляться в Россию из Чехии. Кстати, Roomster и Fabia, оснащённые 105-сильными моторами 1.2 TSI, в режиме бодрой езды потребляют не больше 8,5 л/100 км — неплохо.
Смешать бы из «заряженной» Фабии и Румстера что-нибудь пьянящее. Смешать, но не взбалтывать. Увы, по плавности хода что Fabia, что Roomster — середнячки класса. Пассажирам доступен богатый ассортимент вибраций, пусть и мелкого помола. Обитателям второго ряда тяжелее в обоих случаях — задняя балка ощутимо жёстче отрабатывает неровности, чем передние стойки. Но удары Шкоды выносят стоически: тихо и без малейшего намёка на расхлябанность.
Хорошее настроение от езды на Румстере поддерживается ещё и отличной обзорностью.
В чём был смысл спича, обращённого к моему другу с шестьюстами тысячами в кармане? Если не хочется, то можно не ждать обновлённых машин, а идти к дилеру прямо сейчас. Тем более что далеко не всем понравится новая голубоватая подсветка вместо прежней зелёной. Если же твёрдо решите ждать, скучать придётся недолго: производство обновлённых Фабий в Калуге по полному циклу начнётся уже в конце апреля, а первые живые машины появятся у дилеров в июне.
Правда, по первому времени и цветовая гамма, и оснащение будут неполными, но чехи обещают оперативно решить проблему разнообразия. А то, что мы можем и не дождаться новых моторов, так мы сами виноваты. Много ли мы покупаем дизельные Корсы? Становимся ли в очередь за 105-сильными Polo 1.2 TSI? Дорого, да? «Доступные цены будут возможны лишь при высоком уровне спроса» — так отвечают производители. Замкнутый круг. Пока ждём мы, ждут нас.
Технические характеристики Fabia
В скобках данные версии с «роботом» DSG
Skoda Fabia | 1.2 TSI | 1.2 TSI | 1.6 TDI |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек | хэтчбек |
Число дверей/мест | 4/5 | 4/5 | 4/5 |
Длина, мм | 4000 | 4000 | 4000 |
Ширина, мм | 1642 | 1642 | 1642 |
Высота, мм | 1498 | 1498 | 1498 |
Колёсная база, мм | 2462 | 2462 | 2462 |
Колея передняя/задняя, мм | 1429/1422 | 1429/1422 | 1429/1422 |
Снаряжённая масса, кг | 1116 | 1130 (1164) | 1204 |
Полная масса, кг | 1571 | 1585 (1619) | 1659 |
Объём багажника, л | 315/1180 | 315/1180 | 315/1180 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | cпереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 8 | 8 | 16 |
Рабочий объём, см3 | 1197 | 1197 | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 86/4800 | 105/5000 | 90/4200 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 160/1500–3500 | 175/1550–4100 | 230/1500–2500 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая | механическая, пятиступенчатая (роботизированная семиступенчатая) | механическая, пятиступенчатая |
Привод | передний | передний | передний |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 165/70 R14 | 195/55 R15 | 185/60 R14 |
Дорожный просвет, мм | 134 | 134 | 134 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 177 | 191 (189) | 176 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,7 | 10,1 (10,2) | 12,6 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 6,6 | 6,8 | 5,1 |
— загородный цикл | 4,4 | 4,5 | 3,6 |
— смешанный цикл | 5,2 | 5,3 (5,3) | 4,2 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 45 | 45 | 45 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | ДТ |
Технические характеристики Roomster
В скобках данные версии с «роботом» DSG
Skoda Roomster | 1.2 TSI | 1.2 TSI | 1.6 TDI |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | субкомпактвэн | субкомпактвэн | субкомпактвэн |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4214 | 4214 | 4214 |
Ширина, мм | 1684 | 1684 | 1684 |
Высота, мм | 1607 | 1607 | 1607 |
Колёсная база, мм | 2608 | 2608 | 2608 |
Колея передняя/задняя, мм | 1436/1500 | 1436/1500 | 1436/1500 |
Снаряжённая масса, кг | 1221 | 1237 (1271) | 1322 |
Полная масса, кг | 1676 | 1692 (1726) | 1777 |
Объём багажника, л | 480–560 (1585–1810) | 480–560 (1585–1810) | 480–560 (1585–1810) |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 8 | 8 | 16 |
Рабочий объём, см3 | 1197 | 1197 | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 86/4800 | 105/5000 | 90/4200 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 160/1500–3500 | 175/1550–4100 | 230/1500–2500 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая | механическая, пятиступенчатая (роботизированная семиступенчатая) | механическая, пятиступенчатая |
Привод | передний | передний | передний |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 175/70 R14 | 195/55 R15 | 195/55 R15 |
Дорожный просвет, мм | 140 | 140 | 140 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 172 | 184 (184) | 171 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 12,6 | 10,9 (11) | 13,3 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 7,1 | 7,1 (7,2) | 5,7 |
— загородный цикл | 4,9 | 4,9 (4,8) | 4,1 |
— смешанный цикл | 5,7 | 5,7 (5,7) | 4,7 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 | 55 | 55 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | ДТ |
Техника
В основе Фабии — платформа PQ24, которая в слегка оптимизированном виде (PQ25) использована в Polo. Спереди — стойки McPherson, сзади — скручивающаяся балка. Как и у Фольксвагена, у Шкоды нет полноприводной модификации. Ничего подобного не планируется и для компактвэна Roomster, чья «тележка» слеплена из половинок Фабии и Октавии первого поколения, от которой машине досталась задняя часть пола вместе с более широкой балкой.
Одной из главных обновок у рестайлинговых моделей Fabia и Roomster является бензиновый четырёхцилиндровый мотор семейства TSI. Двигатель объёмом 1,2 л, оснащён турбокомпрессором и системой непосредственного впрыска топлива. Изюминка двигателя, доступного в двух вариациях (86 л.с., 160 Н•м или 105 л.с., 175 Н•м), — компактная головка блока, позволившая расположить выпускной коллектор не сбоку, а впереди. Кстати, открытием и закрытием всех восьми клапанов заведует один-единственный распредвал, приводимый однорядной цепью.
Безопасность
Как и у дореформенных машин, у подновлённых в базовом исполнении Classic есть АБС и четыре подушки безопасности — две фронтальные и две боковые. Надувные «шторки» безопасности доступны или в качестве опции на вариантах Classic, Ambiente и Elegance, или в качестве стандартного оснащения для версии Active. Система стабилизации — дополнительное оборудование вне зависимости от выбранной модификации.
История
Дальними «родственниками» нынешней Фабии можно считать компактные Шкоды социалистических семейств 100, 105, 120 и 130, которые выпускались с 1969 по 1988 год и гамма которых на 99% состояла из седанов. В разное время чехи ставили на автомобили четырёхцилиндровые моторы объёмом 1–1,3 л, а также четырёх- или пятиступенчатые механические коробки передач.
Подробнее стоит поговорить о модели Skoda Favorit. Вот самый что ни на есть прямой «родственник» Фабии. Favorit дебютировал в июле 1987 года на инженерной ярмарке в Брно. Это была первая переднеприводная и последняя чехословацкая Skoda. Двигатель — бензиновая карбюраторная «четвёрка» 1.3 — развивала 54–68 сил в зависимости от версии. В разработке этого агрегата чехам помогали инженеры британской инжиниринговой фирмы Ricardo Consulting Engineers и немцы из Porsche. Позже двигатель обновили, заменив карбюратор системой моновпрыска Bosch. Коробка передач — только пятиступенчатая «механика». Снаряжённая масса пятидверного хэтчбека Favorit равнялась в среднем 840 кг, а кузов работы Bertone составлял 3815 мм в длину и 1620 в ширину. Ещё в гамме присутствовали универсал и пикап, носившие собственные имена Forman и Pick-up, но колёсная база у них была такой же — 2450 мм. Кстати, Фаворитом назывался большой седан, который выпускали с 1936 по 1941 год.
Имя Felicia, выбранное для хэтчбека, который разрабатывался уже под патронажем концерна Volkswagen, использовалось для двухместных Шкод в 50–60-х годах. По большому счёту, Felicia (1994–2001) являлась результатом серьёзной модернизацией успешного в Центральной Европе Фаворита. Длина и ширина (3855 и 1635 мм) увеличились незначительно, а расстояние между осями осталось прежним. После трёх лет выпуска двигатель 1.3 (68 л.с.) обновили, укомплектовав его распределённым впрыском Siemens. Также в гамме моторов появились четырёхцилиндровые агрегаты: бензиновый 1.6 (75 сил) и дизельный 1.9 (64 силы). Доработали и механическую пятиступенчатую коробку. А ещё благодаря Фольксвагену на чешском компакте появились АБС, водительская подушка безопасности и кондиционер. За семь лет было выпущено 1 416 939 хэтчбеков, универсалов (Combi) и пикапов (Pick-up/Fun).
Преемницу Фелиции Фабию чехи привезли на мотор-шоу во Франкфурте в 1999 году. Плоть от плоти Фольксвагена, модель базировалась на общей с Polo и Ибицей платформе A04. Колёсная база — 2460 мм, длина — 3960 мм, ширина — 1650 мм. За семь с небольшим лет под капотом побывало восемь двигателей в 16 вариациях. Наименее мощный бензиновый агрегат выдавал 50 сил при литре рабочего объёма, а самым способным был 120-сильный двухлитровый MPI. Дизели 1.4 TDI, 1.9 SDI и 1.9 TDI развивали от 64 до 130 «лошадей» (у «заряженной» версии RS). Покупатели получили возможность выбрать коробку передач — кроме механической «пятиступки» был доступен четырёхдиапазонный «автомат». А вместо пикапа модельный ряд дополнил седан. За восемь лет конвейерной жизни по миру разошлось около 1,6 миллиона Фабий.
Fabia второго поколения дебютировала в марте 2007 года на мотор-шоу в Женеве. По сравнению с предшественницей новинка подросла почти по всем направлениям — на 22 мм в длину (3992) и на 47 мм в высоту (1498). Под капотом прописались пять двигателей — три бензиновых (1.2, 1.4 и 1.6) и два турбодизельных TDI (1.4 и 1.9). Разброс мощности — от 60 до 105 сил. Среди достижений чешского автомобиля — четырёхзвёздный рейтинг организации Euro NCAP и титул «Автомобиль 2007 года» в Сербии. Возможно, это отчасти повлияло на популярность машины: за 2008 и 2009 годы в мире было продано 246 561 и 264 173 соответственно.
За кадром
До близкого знакомства Афины представлялись райским местом. Но правда жизни ужаснула — грязь на улицах, расписанные доморощенными «художниками» стены почти всех домов, магазинов, бесчисленное множество проституток и подозрительного вида молодых людей, ходящих по городу группами в ночное время... Из таких Афин хотелось быстрее уехать.
Источник: DRIVE.ru