15 декабря 2007 •

Иван ШАДРИЧЕВ, фото автора и фирмы Skoda

Универсал. Как много в этом слове… Так и видишь необъятную Волгу-«сарай». Но Skoda Fabia Combi — универсал маленький. То есть потребности в грузоперевозках он удовлетворяет, но при условии, что потребности эти ограничены. А вот насколько ограничены? Выяснить это я попытался в Хорватии, на берегах Адриатики, где проходила презентация новой модели.

В интерьере универсала — никаких отличий от хэтчбека. Спортивный трехспицевый бублик — опция

У поклонников традиционных, но компактных грузопассажирских автомобилей выбор пока невелик: это Peugeot 207 SW, Renault Clio Estate да Skoda Fabia Combi. Ныне предпочтение отдается пассажирам, а потому производители успешно подменяют маленькие универсалы компактвэнами, по­строенными на платформах тех же малышей класса В. В этом ряду — Nissan Note, Opel Meriva, Ford Fusion, Renault Modus. И чехи тоже не остались в стороне: «каблучок» Skoda Roomster вышел славной машинкой. Тогда зачем им по­требовался еще и универсал Skoda Fabia Combi, у которого хвост на четверть метра длиннее, чем у Фабии-хэтчбека?

А дело в том, что предыдущая Fabia Combi пользовалась хорошим (по крайней мере для универсалов) спросом: за вторую половину прошлого года было продано 40 тысяч таких автомобилей против 14,5 тысяч Румстеров! А причины такой любви к Фабии-универсалу исключительно экономического свойства. Roomster дороже не только при покупке. Он, конечно, побольше — на десять сантиметров выше и на четыре сантиметра шире. Но это значит, что ему нужен не только гараж попросторнее, но и топлива побольше. Например, в загородном цикле Roomster 1.2 потребляет на каждую сотню километров почти на литр больше, чем Fabia Combi с таким же мотором. Примерно та же разница и в городе, ведь Fabia Combi хоть и тяжелее хэтчбека на 20 килограммов, зато на целых 80 легче Румстера!

По мне, дизайн нового универсала вышел ладным. Причем из-за покатой задней части Fabia Сombi смотрится даже динамичнее чуток кургузого хэтчбека. А ноток практичности добавляют релинги на крыше.

Простора для пассажиров в универсале не больше, чем в хэтчбеке Оригинальная резиновая ручка-«потягушка» для захлопывания двери весьма удобна
Проем багажника неплох, слева и справа — карманы, есть «ведерко» для мелочовки, но «порог» мог бы быть и пониже — тяжести грузить несподручно

Но если толковать о вместимости, особенно о пассажировместимости, то сравнение с Румстером не в пользу Фабии. Правда, демонстрируя салон, двое рослых дяденек сели друг за другом, и с улыбкой вещали о том, как им комфортно. Но что-то не верится: при своем росте 170 сантиметров «сам за собой» я умещаюсь «без натяга», но о каком-либо запасе и речи нет. Кроме того, в отличие от Рум­стера, задние сиденья здесь не двигаются вперед-назад. И вынимаются из автомобиля лишь наполовину — путем перемещения проволочных «ножек» вбок подушки выводятся из кронштейнов крепления. Предпринял я попытку извлечь и спинку, повернув ключиком зажигания фиксатор у оси вращения. Да вот незадача — к тыльной стороне спинки прикручен ремень безопасности... «Такой вариант трансформации не предусмотрен», — ответили мне шкодовцы. А стандартный ее вариант выполнен без затей: подушки — «в вертикаль», спинки — «в горизонт». Только вот досаждает нужда снимать подголовники и вонзать оные в отверстия подушек, а освобождать фиксаторы спинок неудобно — движение руки при этом уж больно неестественное.

Но к менее масштабным грузоперевозкам Fabia Combi подготовлена отлично: кармашки, «ведерко» для всякого скарба. Багажник огромен — 480 литров, почти как у универсалов класса С. Он на тридцать литров вместительнее отсека Румстера и на целых 56 литров больше, чем у предшественницы, хотя новая Fabia Combi длиннее ее всего на семь миллиметров!

Инерция потяжелевшей кормы почти никак не сказалась на правильном ездовом характере Фабии. Держит прямую машинка отлично, а стоит побыстрее зайти в поворот — слегка забрасывает корму под сброс газа, но в рамках разумного: приемом этим я пользовался с удовольствием.

А вот подвеска тут настроена не для пассажиров, а ежели и для них, то с прицелом лишь на нормальные дороги: хорошая энергоемкость дополнена немалой вертикальной жесткостью. В нашем случае эффект был усугублен опционными колесами диаметром 16 дюймов: высота профиля шин минимальна!

Roomster (слева) и Fabia Сombi (справа): почувствуйте разницу

Что до моторов, то тут есть две новости — как водится, хорошая и плохая. Хорошая адресована европейцам: универсалу положены все те агрегаты, что ставятся и на хэтчбек. А плохая — для россиян: отличные дизели концерна Volkswagen нам покамест недоступны. И предыдущую Фабию на тяжелом топливе в Москве уже не закажешь.

Усилители из сверхвысокопрочной стали ­(окрашены красным) значительно увеличивают жесткость «клетки» салона при фронтальном и боковых ударах

Из трех опробованных бензиновых моторов оптимальным для универсала мне показался «средний», объемом 1,4 л, а из коробок — механическая. Передачи сменяются с традиционной для Шкоды легкостью и четкостью. Есть в этом моторчике и тяговитость, и раскручивается он довольно весело.

Агрегат объемом 1600 «кубиков», доставшийся мне в паре с «автоматом», постоянно перебирающим свои шесть передач, не сообщал автомобилю заметно лучшей динамики. С маленьким же, недовольно вибрирующим тремя цилинд­рами моторчиком объемом 1,2 л Fabia Combi ускоряется неохотно. И крутить его бесполезно: не хочет он покорять шеститысячные вершины на тахометре. Позитив — лишь приятное слуху бухтение моторчика.

Хотя, говоря по чести, Skoda Fabia шумновата с любым двигателем. А на высокой скорости даже эти голосистые моторы забиваются свистом ветра — для общения с пассажирами надо уже изрядно повышать голос.

Однако хороший вышел универсальчик, намного вместительнее популярного предшественника, которого разошлось по миру ни много ни мало 640 тысяч штук, — это, почитай, каждая третья Fabia. Даже у нас на версию Combi пришлась пятая часть продаж, хотя универсал на 10% дороже хэтчбека.

Обещают, что эта же наценка сохранится и впредь, хотя прайс-листы на новинку пока не определены. Если же прибавить оные проценты к тем 369 тысячам рублей ($15185), что стоит Fabia 1.4 Ambiente, то цена новинки составит 406 тысяч рублей ($16700). Дюже дорого. Бестселлер Ford Fusion 1.4 доступнее на 36 тысяч рублей ($1500). Да, багажник у Фордика на 120 литров поменьше, но стоят ли эти литры таких денег? Кстати, Skoda Roomster 1.4 еще дороже — на 50 тысяч рублей.

А Fabia Combi 1.6 может и вовсе стоить около 480 тысяч рублей. Это выходит даже дороже более гостеприимных для пассажиров универсалов класса С: например, Ford Focus 1.6 стоит 440 тысяч рублей, а Сhevrolet Lacetti 1.6 — и вовсе 410 тысяч рублей.

Ждать же новинку надо в апреле — ­начало продаж в России чехи хотят совместить с открытием дачного сезона.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Skoda Fabia Combi
Модификация 1.2 1.4 1.6
Тип кузова 5-дверный универсал
Объем багажника, л 480—1460 480—1460 480—1460
Снаряженная масса, кг 1070 1075 1090 (1135)*
Полная масса, кг 1585 1590 1605 (1650)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 3, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 76,5/86,9 76,5/75,6 76,5/86,9
Рабочий объем, см³ 1198 1390 1598
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1 10,5:1
Число клапанов 12 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 69/51/5400 86/63/5000 105/77/5600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 112/3000 132/3800 153/3800
Коробка передач механическая 5-ступенчатая механическая 5-ступенчатая, (автоматическая 6-ступенчатая)
Привод на передние колеса на передние колеса на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные барабанные (дисковые)
Шины 165/70 R14 165/70 R14 185/60 R14
Максимальная скорость, км/ч 164 175 192 (186)
Время разгона 0—100 км/ч, с 15,1 12,7 10,4 (11,8)
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 7,7 8,6 9,1 (10,2)
загородный цикл 4,9 5,3 5,6 (6,0)
смешанный цикл 5,9 6,5 6,9 (7,5)
Емкость топливного бака, л 45 45 45
Топливо бензин АИ-91—95
* В скобках — данные для автомобилей с автоматической коробкой передач

Источник: АвтоРЕВЮ