19 сентября 2008 •

Сначала верхом роскоши вам кажется десятилетний Volkswagen Golf, потом хочется купить Ford Mondeo, а на финише этой гонки за ценой и размером даже Mercedes S-class становится недостаточно комфортным и престижным. Хорошо, а если остановиться, то где, на какой стадии? Чехи готовы подсказать - на новой Skoda Superb!

Фото Ленты.Ру
Фото Ленты.Ру

Остановись, желание

Помните сказку о золотой рыбке? Старуха была несчастна, это факт. А что ей надо было для счастья? Новое корыто? Дворянство? Царские палаты? На самом деле - ни то, ни другое и не третье - ей надо было вовремя остановиться. Точно так же как надо останавливаться нам, выбирая себе автомобиль: сначала верхом роскоши казался десятилетний Volkswagen Golf, потом захотелось купить Ford Mondeo, а на финише этой гонки за ценой и размером даже Mercedes S-class становится недостаточно комфортным и престижным. Хорошо, а если остановиться, то где, на какой стадии? Чехи готовы подсказать - на новой Skoda Superb.

 

 

Новая Шкода

Предыдущий Superb был, все же, не совсем "Шкодой". Концерн Volkswagen - владелец чешской марки - решил выпустить на рынок такую машину, скорее, для эксперимента: а есть ли желающие покупать дорогие "Шкоды" - в три раза дороже, чем Felicia? Но тратиться на эксперименты, как известно, немцы не любят. Поэтому инженерам из Млада-Болеслава в начале 2000-х дали готовый автомобиль - китайский Passat - и совсем немного денег на его превращение в Шкоду. Решетка радиатора, светотехника, шкалы приборов, обивка задней двери с нишей для зонтика - вот, собственно, и все, что смогли переделать чехи. Тем не менее, эксперимент удался - за эти несколько лет в Европе продали более 100 тысяч "Супербов". Поэтому было решено создать Superb второго поколения, причем его разработку наконец-то доверили чехам. Конечно, не с нуля - здесь используется гольфовско-пассатовская платформа - но при этом у "Суперба" появилось свое лицо, собственный стиль и даже уникальные "фишки". Главная из которых - двойная дверь Twindoor.

Кстати, я искренне думал, что большие и дорогие хэтчбеки для автопроизводителей - пройденный этап. Когда-то такие машины были очень популярны, но уже в 90-х они остались лишь у французов (у Citroen и Renault), а последние попытки создать "пятидверный бизнес-класс" (Renault Vel Satis, Opel Signum и Fiat Croma) и вовсе провалились. Поэтому теперь базовой модификацией для всех машин D- и E-класса (а грань между ними становится все прозрачнее) стал седан. Но тут Skoda вспоминает давно забытое старое... и, судя по всему, попадает в точку.

 

Формально - ничего нового: чехи попытались создать хэтчбек, у которого при открытии багажника не нарушается покой задних пассажиров. То же самое, например, в свое время сделали французы, расположив за пятой дверью хэтчбека Citroen XM дополнительное стекло. Но почему-то вокруг Суперба всегда собирается толпа, и все смотрят на пятую дверь. На Женевском автосалоне посетители с утра до вечера наблюдали, как Superb нажатием одной кнопки превращается из хэтчбека в седан и наоборот. И потом, во время автстрийского тест-драйва прохожие останавливались, показывали пальцем, а самые любопытные подходили и задавали вопросы. К сожалению, на немецком.

 

Тогда я мог ответить, разве что "нихт шпрехен". А вот теперь могу рассказать, что Twindoor - это технология и, соответственно, торговая марка, на которую Skoda получила патент. Саму дверь, которая "ломается" надвое, говорят чехи, создать было несложно. А вот с системой уплотнителей пришлось всерьез повозиться. И теперь такую дверь Шкода хочет сделать одной из визитной карточек марки - скорее всего уже в ближайшие годы она появится на других чешских автомобилях.

Если подумать, двойная дверь не только увеличила себестоимость машины - мне кажется, что именно она серьезно связала руки дизайнерам. Ведь, положа руку на сердце, нельзя новый Superb назвать по-настоящему красивым. Оригинальным - да. Солидным - да. Интересным - да. Но чтобы сохранить жесткость кузова, конструкторам пришлось сделать задние стойки очень широкими. Маркетологи, конечно, говорят, что так и было задумано. Мол, головы пассажиров теперь находятся не на виду - как в автомобилях Bentley. Пускай так, но "Супербу" при этом откровенно не хватает английской элегантности, которая есть у Bentley.

 

Так для чего и для кого нужен такой автомобиль? Ответ прост - у "Шкоды" теперь есть собственная аудитория. Когда-то в нее входили только люди, стремящиеся купить машину подешевле - они выбирали "Фелицию". Затем появилась Octavia - "для молодых и семейных"...

С тех пор прошло десять лет, и люди, которые ездили на тогдашних "Шкодах", выросли во всех отношениях. Теперь это не просто "молодые и семейные", а еще и успешные бизнесмены. Но не те, что при первой возможности пересаживаются на чопорные "Мерседесы", а те, что не любят кричать о своем статусе. Те, что не стесняются носить пиджак от Армани с джинсами, купленными на лондонской распродаже. Те, что не боятся в выходные заехать в ИКЕА, привезти домой шкаф и собрать его своими руками. Все это - потенциальные покупатели Skoda Superb. В Европе. И для них, как посчитали чешские маркетологи, самое главное - как автомобиль выглядит изнутри, насколько он уютен. Поэтому больше всего сил и средств разработчики нового "Суперба" потратили на его интерьер.

 

И потратили, надо признать, не зря. При первом знакомстве с машиной ты буквально открываешь рот от удивления - Skoda выглядит гораздо дороже и "премиальнее" своего старшего брата - Volkswagen Passat. Здесь нигде нет жесткого гулкого пластика (а журналистские руки, как вы понимаете, щупают даже то, до чего невозможно дотянуться), приборы с почти ювелирной градуировкой, множество (но не чересчур) хромированных "акцентов" и, наконец, приятная глазу зелено-белая подсветка вместо пассатовской мертвенно-синей с красным. Шкодовцы говорят, что это "осознанный" цвет - он совпадает по оттенку с тем, что используется на эмблеме.

Skoda Superb первого поколения отличалась в первую очередь простором для задних пассажиров. У новой машины поводов для хвастовства еще больше - и двойная дверь, и мультимедийная система с 30-гигабайтным винчестером, и система адаптивного освещения, которая сужает световой пучок с ростом скорости... Но и по простору салона Skoda среди лидеров класса - ведь, несмотря на то, что по сравнению с предшественницей база уменьшилась на 4,5 сантиметра, новая компоновка с поперечным расположением двигателя позволила сохранить все "жизненное пространство". Так что сзади в "Супербе" по-прежнему просторно и вольготно, словно в удлиненном S-Классе.

 

Мистер "Суперб"

А как новый автомобиль на ходу? Великолепно! Superb! Снова напрашивается сравнение с "Пассатом". Здесь та же практически идеальная немецкая эргономика с в меру жесткими и "плотными" сиденьями, те же силовые агрегаты, почти та же подвеска. Только почему-то воспринимается машина гораздо более уютной и человечной. К примеру, бензиновые двигатели с непосредственным впрыском здесь лишены пассатовского, почти дизельного звучания - чехи говорят, что серьезно над этим работали.

 

У "Суперба" собранная, но не жесткая подвеска - к тому же, с поразительной энергоемкостью. Отличная шумоизоляция, информативный и при этом "прозрачный", не перегруженный руль. Superb!

Двигателей для новой "Шкоды" предусмотрено пять. Открывают модельную гамму четырехцилиндровые бензиновые моторы с непосредственным впрыском и турбонаддувом (1.4 л, 125 л.с; 1,8л, 160 л.с.), а для топовой версии предлагается атмосферный V6 объемом 3,6 литра мощностью 260 лошадиных сил. Дизель объемом 1,9 литра ставится на модификацию Greenline - наиболее "экологичную" из флагманских Шкод. Мотор, который на Fabia RS развивал почти 150 сил, дефорсирован до 105, а передаточные числа в трансмиссии сделаны "длинными" - все ради снижения "аппетита" и выбросов CO2. Для любителей "позажигать" на "солярке" - двухлитровый дизель мощностью 170 лошадиных сил.

Интересно, что ни один из моторов не сочетается с традиционным "автоматом" - для "слабых" моторов (1,4 TSI и 1,9 Greenline) предусмотрена только "механика", а для мощных двигателей - еще и роботизированная коробка DSG с двумя сцеплениями (семиступенчатая для 1,8 TSI и шестиступенчатая для двухлитрового дизеля). А флагман линейки - Superb 3.6 - выпускается только с DSG и полным приводом.

В России скорее всего, самым популярным будет Superb 1,8 TSI. Этот мотор - полностью новая версия уже знакомого россиянам по Volkswagen Passat турбомотора аналогичного объема. Довольно резвый, довольно экономичный, но немного "задумчивый" на низких оборотах. Для меня гораздо интереснее было прокатиться на машине с турбированным 1,4 TSI. Казалось бы большой автомобиль вроде "Суперба" с таким двигателем будет откровенно вялым. Но нет - благодаря наддуву низкого давления машина легко разгоняется чуть ли не с холостых оборотов (конечно, есть и небольшая задумчивость и едва заметная "турбояма"), а различия с мотором 1.8, по большому счету, заметны лишь на скоростях "за сотню". А расход топлива у машины с 1.4, судя по всему, будет очень и очень приятным сюрпризом.

 

Что касается дизелей, то мне удалось прокатиться лишь на мощном двухлитровом "Супербе" с коробкой DSG. Традиционно для фольксвагеновских моторов, здесь довольно узкий рабочий диапазон - от двух до четырех тысяч оборотов. Но благодаря трансмиссии с двумя сцеплениями, которая незаметно и очень быстро меняет передачи, он все время держится "в тонусе" и все 170 лошадиных сил можно использовать по полной...

Российские продажи Skoda Superb второго поколения уже начались - сразу после Московского автосалона. К нам поставляются все машины, кроме Superb 1.9 Greenline - понятно, что на такие чахлые (пусть при этом они экологически чистые) "седанохэтчбеки" у нас спроса не будет.

Цены... Наверное, правильным будет сказать - интересные. С одной стороны, 790 тысяч рублей за машину с двигателем 1.4 в базовой комплектации - это больше, чем просят за Passat и намного больше, чем стоит Ford Mondeo, цены на который заметно упали с началом российской сборки. C другой стороны, у "Суперба" уже в "стандарте" есть климат-контроль, МП3-магнитола, легкосплавные диски, отсек для зонтика и, конечно, двойная задняя дверь. Ну и, наконец, кто сказал, что клиенты ИКЕА покупают дешевые вещи? Они покупают то, что им нравится и помногу. Но главное - умеют вовремя остановиться.


Тем временем в России...
Михаил Цымбал


За несколько дней до публикации этого материала мы решили провести короткий тест-драйв «Суперба» уже здесь, в Москве.

«Седано-хэтчбек» достался нам с мотором 1.8 TSI, которому Дима чуть выше предрек судьбу самого популярного в России. Но, к сожалению, с совсем непопулярной у нас коробкой передач – шестиступенчатой механикой. Хотя в России такие машины покупать, скорее всего, будут только с «автоматом». Точнее с семиступенчатым «роботом» DSG.

Зато на тестовый автомобиль были установлены практически все доступные для «Суперба» опции, включая активные фары головного света, продвинутый мультимедийный комплекс с жестким диском и российской (!) навигацией, и даже с системой помощи при парковке Park Assist. Это, кстати, настолько занимательная штуковина, что, наверное, каждый новоявленный владелец Skoda Superb долгое время будет мучаться с выбором, чем именно похвалиться перед друзьями и знакомыми в первую очередь: тем, как машина «сама паркуется», или дверью-трансформером Twindoor.

Из обширного списка опций на нашем «Супербе» небыло только люка с электроприводом и солнечными батареями, автономного подогревателя Webasto и механических шторок на стеклах задних дверей. Но и без них цена автомобиля составила внушительные 1,112 миллиона рублей.


Кстати, про навигацию. Скажу откровенно - в том виде, в котором она поставляется сейчас, пользоваться ей не удобно. И дело не в интерфейсе – с ним то, как раз, все в порядке благодаря большому сенсорному дисплею и удобной структуре меню; а в том, что навигационная система «Суперба» не знает многие московские улицы и даже целые жилые кварталы. Не говоря уж про маленькие переулки или дворы с плотной застройкой. Так что до тех пор, пока не появятся более подробные карты, ее можно использовать лишь в качестве карты.

Зато к остальным функциям мультимедийного комплекса «Суперба» нет ни одной претензии – приятный интерфейс, встроенный жесткий диск, на который уместится внушительная музыкальная коллекция, и отличный звук! Причем наслаждаться им лучше всего с задних сидений.

Да-да! Получив «Суперб» в представительстве я первым делом полез не за руль, а назад – хотел проверить, не стал ли новый седан теснее из-за появления новой платформы со сложной задней подвеской – старая балка была компактнее.

Не стал! Места здесь по-прежнему не просто много, а ОЧЕНЬ много. По запасу места для ног сидящих сзади «Суперб» вполне может поспорить даже с удлиненной версией Mercedes S-Class - что уж говорить про обычные седаны! Даже мои любимые подставочки для ног сохранились. И зонтик в двери.

Первые впечатления после поездки на заднем сиденье «Суперба» - новый автомобиль намного комфортнее и тише своего предшественника. За исключением, пожалуй, слишком громких шин: Их гул, фактически, единственный посторонний шум, проникающий в салон автомобиля, особенно на шершавом асфальте. При этом ни мотор, ни какие-либо аэродинамические шумы внутри почти не слышны.

Да и задняя ось больше не бухает на стыках, а вибрации от мелких кочек, волн или асфальтовых трещин пассажиры вообще не ощущают: на малых ходах подвеска потрясающе комфортна. Но я бы не назвал шасси Superb вальяжным, как, например, у Toyota Camry или какого-нибудь «американца». Наоборот, подвеска кажется по-европейски собранной и плотной, но в ее настройках ощущается та самая рафинированность, которая отличает немецкий автомобиль (пусть и с чешским паспортом) от любого другого.


Сидящему за рулем почти пятиметровый «Суперб» не кажется большим – быстрые, но плавные реакции на действия рулем, отзывчивая педаль газа и великолепно настроенные тормоза, позволяющие дозировать скорость замедления с аптекарской точностью. И, конечно, отличный 160-сильный мотор, который тянет всегда и везде! Возможностей этого 1,8-литрового мотора в сочетании с честной «механикой» хватает в любой ситуации: хочет резко ускориться – пожалуйста! 250 Нм крутящего момента, доступные уже с 1500 оборотов, вытягивают полуторатонный «седано-хэтчбек» буквально с холостых и даже на шестой передаче. При этом двигатель, в отличие от других турбомоторов, не скисает с ростом оборотов, а с удовольствием выкручивается до красной зоны тахометра.

Но на «Супербе» не хочется «зажигать»… Наоборот, здесь хочется ехать размеренно и плавно, особенно если на заднем сиденье есть пассажиры. Хочется плавно трогаться, плавно, но мощно, ускоряться, и плавно тормозить. Хочется, чтобы сидящие сзади чувствовали себя уютно – точно также, как ощущает себя водитель, которого окружают красивые приборы с мягкой белой или зеленой подсветкой. Который сидит в удобных креслах с кожано-замшевой отделкой с кучей настроек. И вокруг которого мягко звучит радио «Джаз», под звуки которого так приятно любоваться видами ночной Москвы.

Особенно с задних сидений…


Технические характеристики Skoda Superb 1.8 TSI

Длина, мм4838
Ширина, мм1817
Высота, мм1462
Колесная база, мм2761
Снаряженная масса, кг1454
Объем двигателя, см31798
Мощность, лошадиных сил/об-мин160/5000–6200
Крутящий момент, Нм/об-мин250/1500–4200
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с8,6
Максимальная скорость, километров в час220
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км7,6


 

 

Дмитрий Ларченко

Источник: АвтоЛента